Четверг, 21.11.2024, 18:36





Баталова Марина Наримановна
учитель начальных классов

Местное время
ОЗЁРСК
Что за окном?
Поздравь сегодня!
Праздники сегодня
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 38
География
free counters
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Переводчик

Каталог файлов

Главная » Файлы » Окружающий мир

Где зимуют птицы?
[ Скачать с сервера (1.89 Mb) ] 13.06.2012, 12:39
МБОУ «Лицей №23» г.Озёрск
Баталова Марина Наримановна
Конспект открытого урока по предмету «Окружающий мир» в 1 классе 
 Тема: «Где зимуют птицы?» 
 Задачи урока: 1) закрепить и расширить знания детей о птицах, зимующих в наших краях; познакомить с перелётными птицами и с «зимними гостями»; учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления; формировать представление о научном поиске, методах работы учёных; 2)воспитывать заботливое отношение к птицам; 3)развивать воображение, зрительную и слуховую память, способность к анализу, внимание, связную грамотную речь. 
 Планируемые достижения учащихся: усвоить, что одни птицы зимуют в наших краях, а другие улетают в тёплые края, научиться приводить примеры птиц каждой группы. 
 Оборудование: учебник (часть 2, с.12-13); рабочая тетрадь (с.32); презентация; карточки с названиями птиц; цветные карандаши; фонограмма с голосами птиц; ветка с пластилиновыми птичками (с урока труда); рисунки детей «Снегири»; карточки-опоры со словами: перелётные, зимующие (оседлые), зимние гости, орнитолог; рисунки Муравьишка и Черепаха.  
  Ход урока. 
 1. Организационный момент. Цель: организовать учащихся на работу.   – Долгожданный дан звонок, начинается урок. – Поприветствуйте гостей нашего урока, желаю вам хорошей работы. Садитесь. 
 2. Повторение изученного.
Цель: повторить изученный материал, актуализировать знания. (СЛОВЕСНЫЙ, ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ; ФРОНТАЛЬНАЯ) – Муравьишке не терпится узнать, о каких животных жарких стран вы узнали на прошлом уроке? / дети по очереди называют животных саванны и тропических лесов/ – Каких птиц там можно встретить? /птица-секретарь, страус, павлин, попугай/ – А вот Муравьишка уверяет, что во время своего путешествия по Африке он видел обыкновенную деревенскую ласточку, которая летом выводила птенцов под крышей деревенского дома. Как же так? Что делала ласточка в далёкой Африке? / выслушиваются предположения детей/ – А я вчера у кормушки в парке видела птиц. Узнайте их по описанию.                       Это красивая птичка, размером с воробья. У неё белые щёчки, желтое брюшко; на голове чёрная шапочка, спинка зелёная, а крылья серо-голубые.                                                                                                           /синица/ – А мудрая Черепаха каждый день видит воробьёв, голубей, ворон, сорок. Кто из вас также часто видит этих птиц? – Почему они вслед за ласточкой не улетели в жаркие страны? /ответы детей/   
 3. Постановка целей и сообщение темы. (СЛОВЕСНЫЙ; ФРОНТАЛЬНАЯ) – Вот и попытаемся мы с вами на уроке выяснить, почему некоторые птицы улетают зимовать в тёплые края, а некоторые птицы остаются зимовать в наших краях.   Физминутка.   Мы плывём по тихой речке, Тихо плещется вода. (плавательные движения руками) В небе тучки, как овечки, Разбежались, кто куда. (потягивания – руки вверх и в стороны) Вот летит большая птица, Плавно кружит над рекой. (имитация взмахов крыльями) Наконец, она садится На корягу над водой. (дети садятся на несколько секунд в глубокий присед) Мы из речки вылезаем, Чтоб обсохнуть, погуляем. (ходьба на месте) А теперь глубокий вдох. И садимся на песок. (садятся за парты) 
 4. Изучение нового материала. (СЛОВЕСНЫЙ, НАГЛЯДНЫЙ, ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ; ИНДИВИДУАЛЬНАЯ, ФРОНТАЛЬНАЯ) Цель: выяснить причины осенних миграций птиц, сформировать представления о перелётных и оседлых птицах; познакомить с «зимними гостями».  
а) – Отгадайте-ка, ребятки Эти хитрые загадки: Я весь день ловлю жучков,                                                              Уплетаю червячков. В теплый край я не летаю, Здесь, под крышей, обитаю. Чик-чирик! Не робей! Я бывалый…(воробей). 
Трещала с самого утра: «Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что – пора? Такая с ней морока, Когда трещит …(сорока).  
 В лесу под щебет, звон и свист, Стучит лесной телеграфист: «Здорово, дрозд-приятель!» И ставит подпись…(«дятел»).
 И в лесу, заметьте, дети, Есть ночные сторожа. Сторожей боятся этих Мыши, прячутся дрожа! Очень уж суровы Филины и … (совы).
 –К какой из перечисленных групп мы отнесем этих птиц? /зимующие в наших краях/ – Птиц, которые остаются зимовать в родных краях, называют оседлыми. (демонстрация слайдов, хоровое чтение названий оседлых птиц)  
б). Работа по учебнику, с.12. – Поставьте галочку около птицы, которую вы видели зимой.
– Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать себе даже в очень снежные зимы. И всё-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может быть, одна-две доживают до весны.
 – На одном из прошлых уроков мы узнали, как можно помочь птицам зимой. Расскажите, чем вы помогли птицам этой зимой? /ответы детей/
– Молодцы. А мы продолжаем отгадывать загадки./можно использовать иллюстрацию учебника/  
Угадайте, что за птичка-                                              Нам в хозяйстве помогает Тёмненькая невеличка,                                                И охотно заселяет Беленькая с живота,                                                     Деревянный свой дворец Хвост раздвинут в два хвоста.                                     Чёрно-розовый…(скворец)                       (ласточка) Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели? Голосистее, нежней, Кто же это?...(соловей) 
 – Прочитайте в учебнике об этих птицах. – Да, они совершают перелёты, потому их так и назвали. (демонстрация слайдов с хоровым чтением) С.12 учебника. Поставьте галочку около птиц, которых вам посчастливилось увидеть.         что в) Сегодня люди знают о том, что перелётные птицы улетают в тёплые края: в Африку, Индию, Новую Зеландию, в страны Европы. А раньше люди этого не знали. Послушайте, что они думали об исчезновении птиц. (с.165-166 книги «Зелёные страницы») /читает хорошо читающий ученик/
– А как же человек узнал правду? /с.13 учебника, читаем о кольцевании/
– Как кольца на лапках могли помочь узнать, куда улетели птицы? /размышления детей/
 Проблемный вопрос: с.13 Рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопросы: – Почему ласточка улетает на зиму в тёплые края, а дятел остаётся?
 – Почему журавль улетает, а сова остаётся? / дети обсуждают ответы в парах/  
г) А что это за гости на нашем уроке?/рисунки детей «снегири», рисунок свиристеля/ – В какое время года можно встретить этих птиц? /зимой, это «зимние гости»/
– Да, они живут в более холодных северных районах нашей страны. Зимой они гостят у нас, так как здесь теплее и больше корма. Весной они вновь вернутся на север.  
Физминутка.
Мы летим под облаками, А земля плывет под нами: Роща, поле, сад и речка, И дома, и человечки. (Махать руками, словно крыльями) Мы летать устали что-то, Приземлились на болото. (Несколько глубоких приседаний) Кто среди болотных вод На одной ноге стоит? Цапля в грязь не упадет, Даже если стоя спит. Ну и ты попробуй тоже. Устоять, как цапля, сможешь? (Стоять по очереди на одной ноге, удерживая равновесие) По болоту мы пройдемся (Ходьба на месте) И за парты вновь вернемся.
5. Закрепление изученного. (САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ; ФРОНТАЛЬНАЯ, ГРУППОВАЯ, ИНДИВИДУАЛЬНАЯ)
а) Вызываются дети с карточками-названиями птиц.
 –Помогите птицам ответить на вопрос: кому из них улетать осенью в тёплые края, а кому оставаться на родине? дятел                                синица журавль                          ласточка воробей                           грач соловей                            сова
– Проверка по слайду презентации «Кому улетать?»  
б) Игра «Третий лишний» по слайду презентации.
 – Назовите птицу, которая отличается от двух других:   галка                   ласточка                       грач                    дятел                            воробей              поползень                     в) Работа в тетради с.32.   6. Итоги урока. (СЛОВЕСНЫЙ; ФРОНТАЛЬНАЯ) – С какими группами птиц мы познакомились? – Где же зимуют перелётные птицы? А оседлые?
– Как вы думаете, какую птицу называют мудрой? /сову/
7. Домашнее задание. (СЛОВЕСНЫЙ; ФРОНТАЛЬНАЯ) – Сова даёт вам задание: узнайте, чем отличается жизнь птиц в тёплых краях во время зимовки от жизни на родине?   Урок окончен. Спасибо за работу.
Категория: Окружающий мир | Добавил: Дуня
Просмотров: 4238 | Загрузок: 311 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавить
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]